Факторы групповой дезинтеграции
Какие же факторы могут способствовать дезинтеграции коллективной научной деятельности?
Конечно, дезинтеграционное воздействие этих факторов в отдельности, в “чистом” виде вычленить невозможно. Они проявляются по-разному, в различных “комбинациях” в зависимости от конкретной ситуации.
Предметные факторы. К ним относятся:
- во-первых, исчерпанность программы, т. е. когда первоначально намеченная цель программы достигнута, проблема решена полностью или в какой-то ее части;
- во-вторых, программа не исчерпана, но проблема, “под которую” она формировалась, уже не является актуальной для ее инициаторов (например, для руководителя группы либо группы в целом);
- в-третьих, проблема по-прежнему остается актуальной, но потенциал первоначально созданной программы, как показало время, оказался малопродуктивным.
Конкретный пример из истории психологии приводит М. Г. Ярошевский. Если, отмечает автор, в 70-х годах прошлого века теоретическая программа В. Вундта являлась главной в исследовании проблематики экспериментальной психологии, то уже в 80-х годах стало очевидным, что потенциал его программы оказался недостаточным для продуктивной разработки актуальной психологической проблематики того периода.
Совместная деятельность Вундта и его сподвижников по прежней программе утратила перспективность.
Личностные факторы. Дезинтеграция совместной деятельности в группе может быть вызвана:
- во-первых, тем, что лидер или ведущие специалисты группы более не имеют мотивов работать по прежней программе и переключились на разработку иной проблемы, наиболее значимой, личностно-приоритетной;
- во-вторых, малые группы типа научных школ могут распасться также в случае, “если создатель школы из-за закостенелости своих методов и догматичности своих поучений сам препятствует научному успеху, на путь к которому он когда-то ее направил”.
Социальные факторы. С позиций трехаспектности для понимания причин дезинтеграции совместной деятельности важен анализ не только внутригрупповых (характер программы, поведение лидеров), но и внегрупповых, макросоциальных факторов.
Как свидетельствует опыт современной российской науки, в условиях стабильного общества влияние макросоциальных факторов на внутригрупповые процессы проявляется не столь очевидно, тогда как в условиях радикальных социально-экономических преобразований (т. е. нестабильного общества) роль указанных факторов резко возрастает, затрагивая все уровни организации научного сообщества, в том числе и уровень деятельности малых групп.
К этому наиболее чувствительны малые группы в области естественных наук, продуктивность деятельности которых напрямую зависит от качественного и дорогостоящего научно-экспериментального оборудования. А их приобретение – все еще забота государственных структур.
Представления о том, что частный рыночный сектор частично возьмет на себя государственные расходы на науку, пока не оправдываются.
Роль государства в обеспечении научных исследований не только не пошла на убыль, а напротив, еще более возросла. Если в 1988- 1989 гг. из госбюджета покрывалось около 80% общих затрат на исследования и разработки, то в 1991 г. цифра поднялась до 95%1. На долю рыночного (частного) сектора приходится менее 1,5% затрат на науку.
Уровень же государственных ассигнований на науку за последние годы сократился в 5 раз, а на закупку научно-экспериментального оборудования – в 10 раз. Хотя научно-экспериментальная аппаратура – это понятие сугубо техническое, но оно тем не менее выступает в роли коллективообразующего фактора, поскольку является одним из важнейших средств реализации исследовательской программы на уровне малой группы.
В современных условиях уже недостаточно выявить лидера с перспективной программой и командой единомышленников, способных и готовых ее реализовать. Отсутствие третьей компоненты – высококлассной научной аппаратуры – серьезный барьер на пути формирования коллективной научной деятельности в естественнонаучных дисциплинах (физике, биологии, химии и др.).
В условиях дезинтеграции коллективной деятельности каждый из ее участников уже не “с помощью коллектива”, а в одиночку ищет пути реализации своего творческого потенциала, разрабатывает индивидуальную программу.
К этой неблагоприятной для творческого индивида предметной ситуации добавился иной, социальный фактор – низкий уровень зарплаты, не позволяющий ученому достойно содержать себя и семью.
В ситуации подобного психологического “дискомфорта” ученые нередко вынуждены искать решение своих научных и социальных проблем вне рамок своей группы, а порой и за пределами самой сферы науки. Речь идет о миграционной активности ученых или так называемой “утечке умов”.
В развитых странах мира научные исследования на 50% (в среднем) обеспечиваются за счет средств частных фирм, а в Японии даже на 80%.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу