Формальные (реквизитные) требования
В числе требований юридической техники большое значение имеют формальные (реквизитные) правила. Соблюдение этих правил дает возможность отразить официальный и властный характер юридического документа, идентифицировать и учесть и систематизировать, отраженную в нем правовую информацию.
Содержанием формальных правил являются соответствующие реквизиты, отражающиеся в:
- использованной символике (герб, эмблема);
- название и статус органа, издавшего (принявшего) соответствующий юридический документ;
- названии вида юридического документа, его формы (закон, указ, постановление, приговор, решение и т.п.);
- названии, отражающем содержание (предмет правового регулирования);
- учетном либо регистрационном номере юридического документа;
- дате (в некоторых случаях времени) принятия юридического документа (либо вынесения решения);
- месте принятия и (или) подписания документа;
- дате подписания документа;
- указании должностного лица, подписавшего юридический документ (с указанием фамилии и инициалов должностного лица).
Следует отметить, что в зависимости от формы и предназначения юридического документа, часть реквизитных требований может быть расположена в конце текста. К их числу относятся:
- место принятия и (или) подписания документа;
- дата подписания документа;
- указание должностного лица, подписавшего юридический документ.
Использованная символика (герб, эмблема) и название органа, издавшего (принявшего) соответствующий юридический документ, свидетельствует о властном характере правовой информации, предполагающей её обязательное значение. Относительно видов юридических документов мы касались выше (см. тему 3: «Понятие и виды юридической техники»).
Наименование (заголовок) юридического текста несет в себе информацию, отражающую:
- предмет (иногда предмет и метод) правового регулирования;
- содержание юридического документа;
- возможность идентификации юридического документа.
Несет определенную смысловую нагрузку дата (в некоторых случаях время – например, протокол задержания подозреваемого) принятия юридического документа (либо вынесения решения по соответствующему юридическому делу). Прежде всего, дата определяет время вступления в юридическую силу соответствующего документа. Дата принятия документа может нести в себе нагрузку, способствующую индивидуализировать юридический документ.
В большей степени это касается нормативных правовых актов. В этой связи, следует отметить, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания», №5-ФЗ принятого Государственной Думой 25 мая 1994 года, одобренного Советом Федерации 1 июня 1994 года, подписанного Президентом РФ 14 июня 1994 года, датой принятия федерального законасчитается день принятия его Государственной Думой в окончательной
редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Однако на практике часто датой принятия закона считается день его подписания Президентом РФ.
Такую практику (ошибочную) ввели справочно-правовые базы: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др., которые предлагают использовать при поиске соответствующего нормативного правового акта дату его подписания.
Регистрационный номер принятия документа также несет в себе нагрузку, способствующую индивидуализировать юридический документ.
Ведомственные акты получают регистрационный номер после прохождения процедуры экспертизы и регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Регистрационный номер правореализующих документов присваивается в установленном порядке, применительно к отдельным видам документов (уголовные дела, договоры и т.п.). Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
- Оформление результатов антикоррупционной экспертизы
- Характеристика типичных коррупциогенных факторов
- Методика выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах
- Место и назначение юридической экспертизы нормативных правовых актов в антикоррупционной технологии
- Технология проведения юридических (антикоррупционных) экспертиз
- Юридическая технология и юридическая техника
- Экспертное заключение
- Характеристика и содержание отдельных видов специализированных экспертиз нормативных правовых актов
- Вопросы организации работы по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу