Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Совет федерации;
  3. Государственная дума;
  4. Правительство Российской Федерации;
  5. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и ее пересмотра регламентируется гл. 9

Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

  • пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
  • поправки к остальным главам (кроме ст. 65);
  • внесение изменений в ст. 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
  • внесение изменений в ст. 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в ст. 65 не устанавливают какие‑либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент, поэтому эти изменения вносятся в упрощенном порядке: изменения, определяющие состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно‑правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции Российской Федерации); в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции (ч. 2 ст. 137 Конституции).

Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции).

Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»: поправки в главы 3–8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституции используется термин «пересмотр положений» этих глав. Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. Таким образом, поправки могут быть внесены лишь в главы 3–8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную думу. Если это предложение будет принято Государственной думой (необходимо не менее трех пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов).

После этого должно быть созвано Конституционное собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе (пока такого закона нет).

Конституционное собрание принимает одно из следующих решений:

  • подтверждает неизменность Конституции;
  • разрабатывает проект новой Конституции, который:
  • принимается самим Конституционным собранием двумя третями голосов или
  • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие не менее половины избирателей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)