Концепция фактора, лежащего в основе несформированности ВПФ
Эта концепция, как и другие, находится на стадии изучения и формирования содержания факторов и их связи с мозгом, их роли в формировании (несформированности) ВПФ у детей.
В настоящее время нейропсихология детского возраста и практики детской нейропсихологии используют понятие фактора, разработанное А. Р. Лурией и его учениками и применяемое при обследовании взрослых больных с поражениями мозга разной этиологии.
Наибольший интерес и важность представляет учение о факторе. С помощью этого важнейшего понятия для всей научной системы взглядов, лежащих в основе нейропсихологии, в т. ч. и нейропсихологии детского возраста, удалось преодолеть взгляд на непосредственное соотнесение сложнейших по структуре и функциям высших психических процессов с узкими участками мозга, т. е. преодолеть «непосредственное наложение психологических понятий на морфологическую канву» (И. П. Павлов).
Под фактором А. Р. Лурия понимал «собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип, способ ее работы. Это, по сути, главное определение фактора. В другом месте А. Р. Лурия определял фактор как первичный дефект, который он рассматривал как нарушение собственной функции данного участка мозга.
У него встречаются разные определения фактора, но для всех них общей является одна из его характеристик — фактор является основой, причиной нарушения определенной системы ВПФ, в структуру которых он входит.
Он писал также, что «каждая зона мозга, участвующая в обеспечении функциональной системы, ответственна за свой фактор, и его устранение приводит к тому, что нормальное осуществление функции становится невозможным». Это одно из его последних определений фактора.
Понятие фактора позволяет приблизиться к структурному анализу самих психических функций, подойти к решению вопроса о внутреннем составе психических процессов. А при постановке диагноза при поражениях мозга именно фактор дает все основания точно поставить топический диагноз поражения той или другой зоны головного мозга и провести качественный анализ дефекта.
Было выделено несколько факторов, которые до сих пор являются инструментом высокоразрешающей силы при анализе синдрома нарушений ВПФ, при постановке топического диагноза и при разработке стратегии и методов преодоления дефектов ВПФ.
- Апробация методики формирующего обучения и ее результаты
- Формы организации занятий и отдыха детей
- Метод иллюстрации
- Метод «Слова по кругу»
- Развернутое нейропсихологическое обследование
- Проблема и задачи формирующего обучения детей
- Обсуждение результатов исследования
- Результаты исследования
- Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу