Методика диагностики микросреды

Изучение социальной среды, как и семьи и личности ребенка, по отношению к которому социальный педагог реализует свою профессиональную деятельность, имеет глубокий смысл. Поскольку человек во многом является продуктом социальных отношений, именно система этих отношений влияет на его личностное становление и на уточнение им всего комплекса «Я-концепции».

Микросреда, в которой находится несовершеннолетний, обладает геофизическими и социальными характеристиками пространства. Конструирование социально-педагогического/воспитательного процесса осуществляется социальным педагогом с учетом особенностей реальной микросреды подопечного.

При этом предметное пространство (географическое, геофизическое) не влияет напрямую на становление личности.

Оно начинает выполнять опосредованное влияние через призму социального пространства или конкретной социальной ситуации.

Микросреда (ближайшее окружение человека) обладает индивидуальным набором общечеловеческих, культурологических, исторических, национальных, семейных и групповых элементов, становясь многофакторным явлением влияния на сознание и подсознание ребенка.

Диагностика микросреды предполагает изучение:

  • инфраструктуры микрорайона и его отдаленность от центра поселения, где проживает несовершеннолетний (наличие предприятий в непосредственной близости, объектов культурного значения, образовательных центров, медицинских учреждений, тип застройки и преобладающий архитектурный стиль зданий и т. п.);
  • ближайшее социальное окружение несовершеннолетнего в микросреде улицы или дома (состав жителей, их социально-профессиональный уровень, наличие детско-юношеской субкультуры, взаимоотношения с взрослым населением, доступные/распространенные формы досуговой деятельности).

Становление личности ребенка под влиянием среды, по мнению И. А. Николаевой, происходит на нескольких уровнях, названных автором индивидуальной социальной ситуацией развития ребенка:

  • персональный;
  • эмоционально-коммуникативный уровень отношений субъекта;
  • интегрированная структура смысло-жизненных отношений субъекта.

Именно эти факты наиболее значимы для деятельности социального педагога для уточнения программы взаимодействия с несовершеннолетним.

Обследование социальной среды проводится в несколько этапов (см. табл. 17).

Методика диагностики микросреды

Методика диагностики микросреды

Результатами диагностики социальной микросреды являются паспорт социальной инфраструктуры микрорайона; социальный паспорт образовательной организации; социальный паспорт детского коллектива.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)