Методологические и методические функции программы

Программа социологического исследования — это научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического (концептуального) осмысления изучаемой проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Суть программы обусловлена двумя основными взаимосвязанными методологическими функциями.

Первую методологическую функцию программа выполняет на этапе подготовки анкеты — методологическое обоснование инструментария исследования; вторую — на этапе анализа полученных данных — обоснование логики анализа и интерпретации полученных в результате сбора первичной социологической информации по разработанному инструментарию данных.

Наблюдения, так как результаты опроса ограниченного числа людей при интерпретации результатов переносятся на всю генеральную совокупность. Например, опросив тысячу жителей Киева, исследователь делает выводы о мнениях и настроениях киевлян в целом; опросив две тысячи жителей Украины, распространяет выводы на население Украины в цепом и т.д.

Поэтому, определяя выборку, исследователь должен достаточно ясно представлять, в какой степени и по каким характеристикам (пол, возраст, образование, социальное положение и т.д.) опрошенные представляют тот контингент, на который распространяются выводы, полученные в результате проведенного опроса.

Ири опросах общественного мнения значение программы социологического исследования сводится к минимуму, и часто в программе вообще нет необходимости. Например, программа не нужна при опросах в электоральных ситуациях («За кого будете голосовать?», «Будете ли принимать участие в референдуме?» и т.п.) и при оперативных исследованиях острой социальной ситуации (например, реакция населения на те или иные события з стране или на решения органов власти т.п.). В опросах общественного мнения необходима лишь редакция информационного запроса в соответствии с основными техническими требованиями и правилами составления анкеты.

Полученные в результате опроса общественного мнения данные представляются преимущественно в виде одномерных распределений на поставленные вопросы или в виде распределения мнений различных социальных кон-тингентов населения.

Обязательными требованиями при представлении результатов опроса общественного мнения (отчетных материалах, публикациях в средствах массовой информации и т.п.) являются:

  • предъявление полной формулировки вопроса в том виде, в котором он предлагался в анкете;
  • определение генеральной совокупности и указание объема выборочной совокупности;
  • указание ошибки репрезентативности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)