Общая характеристика методов исправления

В системе методов исправления осужденных одно из центральных мест занимают методы убеждения и организации поведения. Убеждение, переходящее в организацию поведения осужденных и наоборот, составляет основу взаимодействия.

Эти два метода (или две группы методов и приемов) применяются в исправительном процессе постоянно. Без них невозможны взаимоотношения, общение воспитателей и осужденных, они помогают решать основные педагогические задачи – формирование правопослушных потребностей, взглядов, представлений, необходимых для полноценной жизни в условиях свободы навыков и умений разрешения жизненных проблем, удовлетворения потребностей. Поэтому их можно назвать основными.

Методы стимулирования положительной и торможения отрицательной активности личности являются ситуационными. Они сами непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая неодобряемое обществом поведение.

В отличие от основных названные методы являются своеобразной реакцией воспитателей на те или иные поступки осужденных, а их назначение – стимулировать социально одобряемые поступки и нейтрализовать, предотвратить противоправные деяния осужденных. Вследствие этого данные методы можно назвать методами коррекции поведения.

Интересно
Как уже отмечалось, каждый метод объединяет целую группу приемов. Отдельные приемы могут входить составной частью в разные методы, а в определенных ситуациях принимать самостоятельное значение.

Так, взыскание чаще всего относится к методу принуждения, однако в определенных условиях оно может выступать и как убеждение на собственном опыте или на опыте других. А такие приемы, как пример, доверие, поручение, внушение часто выступают в качестве самостоятельных методов воспитания.

В то же время и в наказании при его правильном, грамотном применении присутствуют элементы убеждения. В свою очередь, элементы принуждения в отдельных ситуациях выступают стимуляторами положительного поведения. Требуя от осужденного выполнения распорядка дня, воспитатель использует как собственный авторитет, так и сложившиеся в данном учреждении традиции.

А.С. Макаренко предостерегал от некоторых ошибок в применении методов воспитания. Во-первых, это фетишизация отдельных методов или приемов, когда какому-то одному из них отдается предпочтение перед другими. Отсутствие чувства меры в применении такого метода, например, как убеждение, может превратить его в назидание, морализирование, что вызывает только негативную реакцию со стороны осуж­денных.

Чрезмерное употребление одного метода в ущерб другим нередко приводит его к своей противоположности

Так, чрезмерная и незаслуженная похвала, тем более исходящая от авторитетного в глазах осужденных воспитателя, может восприниматься в отдельных случаях даже как наказание.

Второй тип ошибки – применение так называемого «уединенного средства», когда какой-либо метод или прием в оценке его полезности или вредности рассматривается отдельно взятым от всей системы воспитания. Наиболее типичным примером этому может служить применение метода наказания в отрыве от всего комплекса других средств и методов, применяемых в процессе перевоспитания осужденных.

Третий тип ошибки – это так называемое «дедуктивное предсказание», когда чисто умозрительно, без проверки в теории и на практике, доказывается, что тот или иной метод воспитания обязательно даст хороший результат.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)