Общая характеристика методов исправления
В системе методов исправления осужденных одно из центральных мест занимают методы убеждения и организации поведения. Убеждение, переходящее в организацию поведения осужденных и наоборот, составляет основу взаимодействия.
Методы стимулирования положительной и торможения отрицательной активности личности являются ситуационными. Они сами непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая неодобряемое обществом поведение.
В отличие от основных названные методы являются своеобразной реакцией воспитателей на те или иные поступки осужденных, а их назначение – стимулировать социально одобряемые поступки и нейтрализовать, предотвратить противоправные деяния осужденных. Вследствие этого данные методы можно назвать методами коррекции поведения.
Так, взыскание чаще всего относится к методу принуждения, однако в определенных условиях оно может выступать и как убеждение на собственном опыте или на опыте других. А такие приемы, как пример, доверие, поручение, внушение часто выступают в качестве самостоятельных методов воспитания.
В то же время и в наказании при его правильном, грамотном применении присутствуют элементы убеждения. В свою очередь, элементы принуждения в отдельных ситуациях выступают стимуляторами положительного поведения. Требуя от осужденного выполнения распорядка дня, воспитатель использует как собственный авторитет, так и сложившиеся в данном учреждении традиции.
А.С. Макаренко предостерегал от некоторых ошибок в применении методов воспитания. Во-первых, это фетишизация отдельных методов или приемов, когда какому-то одному из них отдается предпочтение перед другими. Отсутствие чувства меры в применении такого метода, например, как убеждение, может превратить его в назидание, морализирование, что вызывает только негативную реакцию со стороны осужденных.
Так, чрезмерная и незаслуженная похвала, тем более исходящая от авторитетного в глазах осужденных воспитателя, может восприниматься в отдельных случаях даже как наказание.
Второй тип ошибки – применение так называемого «уединенного средства», когда какой-либо метод или прием в оценке его полезности или вредности рассматривается отдельно взятым от всей системы воспитания. Наиболее типичным примером этому может служить применение метода наказания в отрыве от всего комплекса других средств и методов, применяемых в процессе перевоспитания осужденных.
Третий тип ошибки – это так называемое «дедуктивное предсказание», когда чисто умозрительно, без проверки в теории и на практике, доказывается, что тот или иной метод воспитания обязательно даст хороший результат.
- Самодеятельные организации как орган самоуправления коллектива осужденных
- Структура самодеятельных организаций осужденных
- Цели и принципы работы самодеятельных организаций осужденных
- Становление и развитие самодеятельных организаций осужденных
- Общественно полезная активность как условие и критерий исправления осужденных
- Организация информационного потока на сознание осужденных
- Методические основы изучения неформальных групп осужденных
- Материальная база воспитательной работы с осужденными
- Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу