Организация работ по стандартизации
Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации. Функции национального органа по стандартизации возложены Правительством РФ на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
В функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии входят:
- утверждение национальных стандартов;
- принятие программ разработки национальных стандартов;
- организация экспертизы проектов национальных стандартов;
- обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научнотехническому прогрессу;
- осуществление учета национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
- создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;
- организация опубликования национальных стандартов и их распространение;
- участие в соответствии с уставами международных органи заций в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов Российской Федерации при их принятии;
- утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам;
- представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов осуществляются техническими комитетами по стандартизации. Непосред ственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.
В международной и зарубежной практике активно протекают процессы электронизации, которые могут привести к существенным, качественным изменениям в процедурах разработки стандартов: возможен практически полный отказ от традиционных стадий и этапов разработки, переход в режим реального многостороннего участия всех заинтересованных сторон непосредственно в отработке редакций стандартов вместо традиционной интеграционной цепочки «проект — отзыв — учет отзыва».
Учитывая, что процессы электронизации процедур разработки стандартов в России по объемам работ и темпам внедрения заметно отстают от зарубежных, необходимы специальные меры активизации работ, часть из которых может быть осуществлена через проект «Развитие стандартизации в России».
Федеральные органы исполнительной власти организуют разработку государственных стандартов по вопросам, отнесенным к их компетенции; разрабатывают предложения в программы и планы государственной стандартизации; обеспечивают применение государственных стандартов при организации государственных закупок; обеспечивают взаимодействие с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по вопросам функционирования информационно-справочного центра, в том числе по линии ВТО.
Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИ стандарт), наряду с решением вопросов научно-методического характера, обеспечивает организацию работ по гармонизации фонда российских стандартов с международными.
Территориальные органы стандартизации, наряду с решением задач государственного контроля и надзора (в том числе метрологического) в регионах, принимают участие во взаимодействии с расположенными в зоне их влияния субъектами хозяйственной деятельности, в организации разработки государственных стандартов, необходимых этим субъектам для повышения качества и конкурентоспособности их продукции. Важнейшим организационным звеном в разработке государственных стандартов остаются технические комитеты по стандартизации.
Для повышения эффективности их работы целесообразно:
- сблизить общую структуру российских технических комитетов со структурой комитетов в рамках ИСО и МЭК;
- расширить практику образования совместных технических комитетов и рабочих групп для организации разработки стандартов по объектам, находящимся на «стыке» интересов различных комитетов;
- расширить полномочия технических комитетов в работах по международной стандартизации, а также по ведению отраслевых стандартов.
Необходимы организационные меры, направленные на преодоление сложившейся в последние годы тенденции развала служб (подразделений) стандартизации в субъектах хозяйственной деятельности.
Без участия в работах по стандартизации квалифицированных кадров научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, промышленных предприятий, досконально знающих проблемы повышения качества и безопасности конкретной продукции, разработка эффективных стандартов затруднена. Они имеют возможности оперативнее и полнее использовать отраженные в стандартах научнотехнические достижения и современные методы обеспечения качества и конкурентоспособ ности продукции.
По отраслевым стандартам, фонд которых составляет около 40 000 документов и широко применяется субъектами хозяйственной деятельности, поскольку ссылки на эти документы задействованы практически во всей ранее разработанной конструкторской и технологической документации, целесообразно:
- по ранее утвержденным министерствами (ведомствами) отраслевым стандартам — осуществить их перезакрепление за правопреемниками соответствующих министерств (ведомств);
- актуализировать в федеральном фонде стандартов информацию о действующих стандартах отраслей;
- поэтапно переводить в государственные стандарты стандарты отраслей, регламентирующие межотраслевые объекты стандартизации.
При планировании работ по государственной и межгосударственной стандартизации необходимо сделать приоритетной разработку стандартов на методы испытаний (контроля, анализа).
Планирование работ по стандартизации в России строится на основе плановых документов. Системообразующим плановым документом является федеральная целевая инновационная программа «Стандартизация и метрология», разрабатываемая на период 5—7 лет. Она входит в номенклатуру федеральных программ, в значительной мере финансируемых из средств госбюджета, содержит перспективные приоритетные цели, задачи, объекты и направления работ по стандартизации, метрологии и сертификации в Российской Федерации с указанием основных исполнителей, ориентировочных объемов и источников финансирования и сопровождается необходимыми технико-экономическими обоснованиями.
Федеральные целевые программы, специализированные по определенным видам деятельности, должны содержать разделы и задания по нормативному обеспечению качества и безопасности продукции, работ и услуг. Указанные разделы должны представлять собой комплексные программы стандартизации, решающие задачи стыковки по срокам разработки и согласованию требований стандартов на конечные изделия и применяемое сырье, материалы, комплектующие элементы и составные части.
На основе указанных выше программ, с учетом предложений заинтересованных сторон и реальных объемов финансирования, привлекаемых из различных источников финансирования (госбюджет, внебюджетные фонды, средства субъектов хозяйствования, средства от продажи стандартов и др.), должны разрабатываться годовые планы государственной стандартизации.
- Измерение действующих значений переменных токов и напряжений
- Измерение средних и амплитудных значений переменного тока
- Измерение сопротивлений мостовыми методами
- Цифровые измерительные приборы
- Электронные аналоговые вольтметры
- Измерение малых токов и напряжений и нулевые указатели
- Измерение постоянных токов и напряжений
- Метрологическая надежность средств измерений и основные понятия теории метрологической надежности
- Измерение электрических параметров интегральных схем
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу