Особенности менеджмента в образовании

Парадигма любой общественной науки и, в частности, менеджмента основывается на представлениях о реальности. Их формируют ученые, писатели, преподаватели и практики. Но и сами представления оказывают определяющее влияние на то, что в данной отрасли знания считается реальностью, — точнее, что подразумевают под реальностью ученые, писатели, преподаватели и практики.

Представления о реальности, существующие в рамках дисциплины «Управление качеством образования», т. е. особенностей менеджмента в образовании определяют ее содержание. Серьезноеизучениетеориименеджментаследуетотнестикначалу30-хгодов, когда большинство ученых, писателей и практиков придерживались двух систем представлений о реалиях менеджмента.

Первая система основывается на науке менеджмента и опирается на следующие представления:

  • менеджмент — это менеджмент бизнеса;
  • существует (или должна существовать) одна правильная организационная структура;
  • существует (или должен существовать) один правильный способ управления персоналом.

Вторая система основывается на практике менеджмента, и в ее основе лежат следующие представления:

  • технологии, рынки и конечное использование заданы;
  • область деятельности менеджмента определена юридически;
  • менеджмент сфокусирован на внутренней сфере организации.

Это представление, охватывающее все сферы менеджмента, имеет явно современное происхождение. До 30-х годов те немногие авторы и философы, которые посвятили себя этой науке, – начиная от Фредерика Уинслоу Тейлора (1956-1915) на рубеже веков и заканчивая Честером Барнардом (1886–1961) в середине нашего столетия – полагали, что менеджмент бизнеса является всего лишь подвидом общего менеджмента и в своей основе отличается от любого вида менеджмента.

Начало практическому применению теории менеджмента было положено отнюдь не в коммерческих, а в общественных и государственных организациях. Фредерик У. Тейлор, родоначальник «научного менеджмента», видимо, был первым, кто использовал термины «менеджмент» и «менеджер» в их современном значении.

На своей визитной карточке он обозначил свою должность как «Консультант по вопросам менеджмента»; он объяснял, что нарочно избрал этот новый и странный термин, чтобы подтолкнуть потенциальных клиентов к осознанию того, что им предлагается нечто абсолютно новое.

И в своем докладе Конгрессу США в 1912 году Тейлор в качестве «опытного примера» применения «научного менеджмента» привел не коммерческое предприятие, а некоммерческую организацию – клиникуМейо; именно после этого доклада в

Соединенных Штатах Америки всерьез задумались о менеджменте.
Самое известное применение «научного менеджмента»Тейлора (хотя и прекращенное под давлением профсоюзов) также имело место не в коммерческой организации, а в Уотертаунском Арсенале армии США, принадлежащем государству и находящемся в государственном управлении.

Первая должность, которая соответствовала термину «менеджер» в его современном понимании, также появилась не в бизнесе. Это был «управляющий городом» — американское изобретение начала века. И первое осознанное и целенаправленное применение «принципов управления Тейлора» произошло не в коммерческой сфере, а в процессе реорганизации армии США в 1901 году, проведенной Элиу Рутом (1845–1937), министром обороны при Теодоре Рузвельте.

Понятие менеджмента Менеджмент понимается в 4 смыслах:

  • как практическая деятельность по постановке целей и организации их достижения;
  • как наука об управлении (имеет свои теории, принципы, закономерности развития);
  • как искусство управления;
  • как совокупность управленцев организации.

Основные функции менеджмента Основными функциями менеджмента являются:

  • планирование – определение целей, выявление и распределение ресурсов, установление сроков и исполнителей;
  • организация – формирование структур, распределение прав, обязанностей, полномочий, ответственностей;
  • мотивация – процесс побуждения работников организации на достижение конкретных целей, выполнение работы;
  • контроль – установление стандартов, сравнение того, что происходит в организации с тем, что должно быть, внесение изменений в случае необходимости.

Основные методы управления. Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и других объектов на внешнем или внутреннем рынке.

Экономические методы управления. Экономические методы управления – это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей, участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Организационно-распорядительные методы управления Организационно-распорядительные методы управления — это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:

  • организационное проектирование,
  • регламентирование,
  • нормирование.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Распорядительные методы реализуются в форме:

  • приказа,
  • постановления,
  • распоряжения,
  • инструктажа,
  • команды,
  • рекомендации.

Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся:

  • моральное поощрение,
  • социальное планирование,
  • убеждение,
  • внушение,
  • личный пример,
  • регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
  • создание и поддержание морального климата в коллективе.

Деятельность менеджера сводится к тому, что работа должна быть эффективной. Под эффективностью понимается результативность затрат.

Менеджер – член организации, который разрабатывает цели деятельности, руководит людьми, придает дополнительную энергию для достижения поставленных целей.

Основное содержание работы менеджера – эффективное управление. Эффективность системы образования означает ее способность достигать тех целей, которые ставятся перед ней, в приемлемые сроки и с разумными затратами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)