Понятие и методы психорегуляции

Одной из актуальным проблем спортивной подготовки является  проблема овладения спортсменами навыками психорегуляции. Психорегуляция –  процесс произвольного воздействия на психическое состояние и психомоторику  спортсмена, осуществляемый с целью их оптимизации самим индивидом (саморегуляция)  или др. людьми – тренером, врачом, психологом (гетерорегуляция).

Основной целью психорегуляции является формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом  своего потенциала, накопленного на тренировках.

Психорегуляция в научно-методической литературе представляется  важной категорией системы психологической подготовки спортсменов и  рассматривается в нескольких аспектах.

При рассмотрении основ психорегуляции следует обратиться к  теории функциональных систем П. К. Анохина.

Согласно представлениям П. К. Анохина функциональная система  имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий за счет  присущих ей закономерностей как эффект гомеостаза, так и саморегуляции. П. К. Анохин  выделял два типа функциональных систем:

Архитектоника функциональных систем, представлена целенаправленными поведенческими актами различной степени сложности, которые  складываются из следующих стадий:

Поведенческий акт любой сложности начинает свое формирование со стадии афферентного синтеза. Любое возбуждение в центральной нервной  системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями. Головной мозг осуществляет анализ этих возбуждений. Синтез определяют следующие факторы:

Таким образом, синхронное включение мотивационного, обстановочного возбуждения и механизмов памяти определяют готовность к поведению. Однако для целенаправленного поведения, необходимо воздействие раздражителей.

За стадией афферентного синтеза возникает стадия принятия решения, определяющая тип и направленность поведения. Ее реализация возможно через формирование аппарата акцептора результатов действия, который определяет результаты будущих действий.

Стадия эфферентного синтеза (программы действия) развивается до того, как поведение начнет реализовываться. На этой стадии происходит  объединение соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. На этой стадии действие ментально уже сформировано, но еще не реализуется. На  следующей стадии эфферентное возбуждение провоцирует целенаправленное действие.

Завершается поведенческий цикл оценкой достигнутого результата, когда мозг сопоставляет результаты и параметры совершаемого действия. Сопоставление либо корректирует, либо в случае достижения желаемого результата прекращает  действие.

Итак, основными характеристиками поведенческого акта в  представленной структуре, являются его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе регулирования поведения.

В плане понимания основ саморегуляции важным является положение теории П. К. Анохина о взаимодействии двух видов деятельности организма, когда устранение одного из них осуществляется с помощью торможения. Благодаря торможению регулируется поведение, предупреждается хаотическая деятельность  периферических рабочих аппаратов. Он указывает: «Воспитать торможение – это значит создать такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждений  нежелательной деятельности».

Торможение возникает между аппаратом акцептора действия и механизмом обратной афферентации. На этой стадии торможения человек волевым усилием пытается поддерживать деятельность. Затем наступает вторая стадия, которая уже не является конфликтной, так как сформировался новый акцептор действия, и  человек принял решение о корректировке своей деятельности или об её прекращении. На следующей стадии сложившихся координаций наиболее полно реализуются физические и технические возможности человека. По ходу приближения к оптимальному, функциональное и психическое состояние улучшаются. Однако нельзя не  учитывать значимость сбивающих спортсмена факторов. При увеличении их числа, увеличивается вероятность усиления побочных функциональных систем. На этом этапе особое  значение приобретают самонастройка, актуализация компонентов психического состояния, свойственных стадии сложившихся координаций. В этой связи очень  важным в подготовке спортсменов является формирование умения приобретать  нужную функциональную систему.

Итак, анализ психофизиологических механизмов показал, что  доминирующей является только одна функциональная система, которая обеспечивает  успешное осуществление деятельности. Такого состояния можно добиться с помощью методов психорегуляции.

Таким образом, можно считать, что в основе психорегуляции применительно к интегративной деятельности спортсмена лежат следующие психофизиологические механизмы:

Существует большое количество методов психорегуляции. Наиболее известной и доступной является классификация методов как гетерорегуляционных (реализуются в состоянии бодрствования или в состоянии гипноза) и ауторегуляционных  (методы саморегуляции).

К методам гетерорегуляции относятся беседа, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии). Беседа предполагает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую тревожность. Убеждение позволяет аргументированно убедить спортсмена в нерациональности того или иного поведения, состояния. Приказ предполагает императивную форму внушения в бодрствующем состоянии, который должен быть конкретно и четко сформулирован. Рациональное внушение позволяет путем логических доводов убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность; устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, увеличить уровень нервно-психической активности; показать спортсмену перспективу, которая реализация которой возможна в случае исполнения указаний тренера.

Для локализации особых психических состояний, из числа вербальных методов гетерорегуляции, применяют различные варианты гипносуггестии:

Невербальными методами гетерорегуляции являются аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для формирования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».

К методам ауторегуляции (саморегуляции) относят наивные, простейшие  и методы психической саморегуляции, а также техники аутогенной  тренировки, идеомоторной тренировки и т.д.

«Наивные» методы саморегуляции имеют очень много схожего с ритуалами. Они возникают в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, в  ситуациях, имеющих положительное подкрепление, где их использование оказывает  благотворное воздействие.

Не смотря на то, что следующая группа методов называется «простейшими», тем не менее, они требуют специальных тренировок. К их числу относят  вербальные и невербальные методы. Вербальные методы: самоубеждение, самоприказы,  приемы психической защиты. Невербальные: дыхательные и мимические упражнения, а  также упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.

Техника аутогенная тренировка была разработана австрийским врачом  И. Шультцем. Она представляет собой последовательное самовнушением чувства тяжести и тепла во всем теле и конечностях, что способствует снятию  нервного напряжения. Находясь в этом состоянии, спортсмен способен осуществлять  самонастройку, преодолевать неуверенность, концентрировать внимание и т.п.

Техника идеомоторной тренировки есть не что иное, как мысленное представление двигательных актов или своего поведения в условиях соревнований.

Различные методы и техники саморегуляции следует применять с  учетом специфики ситуации, индивидуальных особенностей спортсменов и их  психического состояния. Освоение методов и техники саморегуляции позволяет  сформировать оптимальный уровень психической устойчивости и надежности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)