Составляющие психологической устойчивости

Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ранее нами [9] были рассмотрены ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

  • поддерживающие самооценку;
  • способствующие самореализации;
  • поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма;
  • психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).

Личность
Сознание личности:

  • вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
  • понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;
  • установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;
  • достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности (в том числе к себе):

  • оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
  • философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям;
  • согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого;
  • достаточно высокая самооценка;
  • уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим.

Когнитивная сфера:

  • понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;
  • рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);
  • адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;
  • структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Эмоциональная сфера:

  • доминирование стеничных позитивных эмоций;
  • переживание успешности самореализации;
  • желаемое эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства.

Поведенческая (и деятельностная) сфера:

  • поведенческая активность;
  • эффективная волевая регуляция;
  • использование эффективных способов преодоления трудностей.

Коммуникативная сфера:

  • открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость);
  • устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли;
  • удовлетворяющий статус в группе и социуме;
  • выраженное чувство общности (в адлеровском смысле).

В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние — резистентное, а доминирующе е настроение — гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние — состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т. д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).

Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение — относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида). Выше были перечислены основные составляющие психологической устойчивости личности. Однако они не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность. В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств: настойчивости, энергичности, умения управлять собой. Важная составляющая психологической устойчивости — позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. Значение этого фактора нетрудно увидеть, если обратить внимание на стремительный рост числа разных групп и общин в период исчезновения жесткого идеологического контроля со стороны государства в СССР , а затем в России (кришнаиты и хиппи, «Белое братство» и рокеры, группы духовной практики и восточных оздоровительных систем и т. п.). Предпринимаются попытки возродить уничтоженные за годы советской власти общности: действуют общества потомков дворян и купцов, казачество… Партии исчисляются сотнями. Эти группы с разной степенью успешности выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции для большинства граждан России. Часто эти объединения оказываются лишь -«инсценировками групп», как называет их социолог Л. Г. Ионин. Он отмечает, что в подобных группах превалируют внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные куртки, казачью форму), специфический жаргон, стиль движений и приветствий.

Для многих объединений такого рода характерна своя субкультура. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Как и в других странах, переживающих (или переживавших) эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности — семья и этнос.

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, не заменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Можно выделить индивидуальные особенности, предрасполагающие к снижению устойчивости:

  • повышенная тревожность;
  • гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя;
  • эмоциональная возбудимость, нестабильность;
  • пессимистическое отношение к жизненной ситуации;
  • замкнутость, закрытость.

Психологическую устойчивость снижают также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. Существенным фактором в снижении устойчивости является тип поведения Л. Врачи-исследователи Р.Г. Розенман и Г. Фридман и их последователи описали два типа поведения, различающиеся степенью риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, повышающие риск, были названы типом Л, или коронарным типом, снижающие — типом Б.

Коронарному типу свойственны:

  • честолюбие;
  • потребность в одобрении;
  • импульсивность;
  • нетерпеливость;
  • неспособность понизить активность;
  • стремление все успеть;
  • эмоциональность;
  • раздражительность;
  • враждебность;
  • гневливость.

К числу их личностных особенностей относятся высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуациях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игровой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят в них новый источник стресса. Мотив соревнования позволяет им найти оценку достижений в двигательных упражнениях и устремиться к повышению показателей.

Р. Г. Розенман и Г. Фридман, помимо личностных особенностей, отметили у лиц, склонных к ишемической болезни сердца, быстрый, усиленный, слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков во время обычного разговора, постоянное стремление ускорить ход обычной беседы, обрывая высказывания собеседника или подбадривая его говорить быстрее.

Поведение типа Л примерно в два раза увеличивает вероятность развития сердечно-сосудистых расстройств.По данным американских психологов, этот тип весьма распространен, к нему может быть отнесена половина населения США.

Тип Б характеризуют более позитивные представления о себе, спокойствие, удовлетворенность жизнью, неторопливость. Они чередуют работу и отдых, им свойственна меньшая эмоциональная напряженность и другие качества, противоположные тем, который есть у типа Л.

Тип поведения не имеет однозначной связи с жизнеспособностью. У людей, принадлежащих к типу Л, больше шансов выжить после второго инфаркта, чем у принадлежащих к типу J5. Высказывается предположение, что люди типа Л лучше перестраивают поведение после первого инфаркта.

Потребность получения поддержки, прежде всего со стороны близких, вполне естественна для человека. Больные коронарного типа, перенесшие инфаркт миокарда, испытывают чувство отчуждения от социальной среды, не могут наладить контакты с людьми, которые могли бы оказать им помощь. Дл я людей с типом поведения Б такой контакт обычен и не зависит от состояния их здоровья.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)