Театральные куклы
Среди театральных кукол выделяют куклы перчаточные, тростевые, плоскостные, куклы-марионетки, напольные куклы. Марионетки, «марионетте» в Италии, куклы, управляемые нитями. В Италии пика популярности театр марионеток достиг в XVII-XVIII веках, когда представления марионеток копировали известные балетные и оперные спектакли, ставили с персонажами «комедии дель арте».
Нити, которыми управляли марионеткой, сочетали с тонким железным прутом, прикрепленным к голове куклы. Количество нитей достигает 20 к концу XIX века. В России марионетки становятся популярными во второй половине XVIII века, при этом зарубежные кукольники из-за языковых трудностей переходят на трюковые, жанровые, пантомимические сценки, в которых легко обойтись без слов.
Простейшие марионетки предложены Вальдофской педагогикой, они состоят из головы и платья с рукавами. Одна нить управляет головой, другая – руками. В арт-терапии можно предложить клиенту сделать марионетку – себя (я создаю себя, я собой владею, я собой управляю).
Самостоятельное изготовление марионетки, отказ от ваги (марионетка управляется максимум десятью нитями на десяти пальцах) способствует отождествлению себя с куклой.
Переводя все это на язык конкретной психотерапии, можно сказать, что марионетка дает возможность в процессе ее терапевтического использования:
- отделить от себя нечто теневое, вынести наружу, чтобы иметь возможность это увидеть, осмыслить и изменить по своему желанию;
- сделать это в метафорической, игровой, а следовательно, ресурсной, безопасной и приятной форме, минуя сопротивление, страдания и боль;
- отработать собственные, сугубо индивидуальные механизмы самоотождествления и разотождествления;
- травестировать нечто пугающее в себе самом, заодно отрабатывая и механизмы экзистенциального принятия того, что невозможно изменить;
- вывести на уровень осознавания (причем опять же на языке метафоры) вытесненный материал (травмы, переживания, страхи и т. п.)».
При изготовлении марионеток необходимо учитывать, что кукла должна быть выполнена за один сеанс. Авторы отмечают, что очень часто клиенты не понимают, зачем это нужно, испытывают трудности в выборе персонажа, материалов, работа начинается с изготовления головы, которая и определяет будущую последовательность действий (необходимо ли тело такой кукле?
Как трансформируется первоначальный замысел в ходе работы? Значение для арт-терапевта имеют:
- размер сделанной марионетки;
- выбранный клиентом цвет (или преимущественные цвета) ткани;
- возможности управления куклой (количество нитей, длина, способ их прикрепления); наличие (отсутствие) тела или его отдельных частей;
- голова (форма, наличие или отсутствие лица, материал, из которого голова изготовлена);
- имена (первоначальное название куклы и ее реальное имя, возникшее после изготовления);
- количество деталей (схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика);
- специфика использованного для изготовления куклы материала.
К готовой кукле крепятся нити, определяется их оптимальная длина для удобства управления («Я управляю собой»), клиент учится управлять куклой. Далее следует этап знакомства кукол друг с другом (при групповой форме работы) или с арт-терапевтом, этап взаимодействия кукол (сценки, игровые ситуации).
«Начинать задумываться об идентификации клиента с собственным творением терапевту имеет смысл начиная с того момента, когда марионетка готова и оснащена собственной системой управления, приходит время обучать ее движению. Обычно именно тогда клиент и выясняет, что на самом деле все обстоит не так, как ему хотелось. Такая, какой она получилась, марионетка категорически отказывается двигаться в соответствии с желаниями и намерениями своего хозяина».
Основной целью психолога при метафорическом варианте работы с марионеткой является создание клиентом максимально реалистической (в пределах, разумеется, имеющихся у него возможностей) марионетки, обладающей максимально достижимым (в тех же пределах) количеством степеней свободы и становящейся по окончании работы минимально ценной для своего создателя.
При достижении этой цели перед психологом могут встать следующие задачи:
- диагностика реальной проблемной парадигмы клиента и ее актуальной представленности в марионетке;
- помощь клиенту в осознании различий между устройством своей марионетки и устройством собственного тела;
- помощь в осознании зависимости ограничений возможностей марионетки от ее конструкции;
- создание таких ситуаций взаимодействия клиента или терапевта с марионеткой, или взаимодействия между марионетками, чтобы все имеющиеся неадекватности и ограничения оказались очевидными;
- вмешательство в ситуациях фиксации клиента на отдельных этапах процесса, связанных с актуализацией тех или иных защитных механизмов;
- терапевтическая проработка актуализирующихся в такой работе психотравм, интроекции, зависимостей и прочих проблемных феноменов;
- контроль за процессами отождествления и разотождествления клиента с марионеткой;
- обеспечение максимальной безопасности клиентской работы.
Подводя итоги, авторы книги делают следующий вывод:
- Марионетка, будучи исторически наделенной колоссальным архетипическим содержанием, самим своим использованием в процессе психотерапии помогает терапевту получить верный ключ как к коллективному, так и к индивидуальному бессознательному клиента.
- Являясь авторским произведением клиента, она автоматически становится овеществленным и опредмеченным воплощением его актуальной личностной проблематики.
- Самим своим существованием она является для клиента сообщением – или напоминанием – о наличии у него колоссального ресурса креативности, который по определению конструктивен по отношению к любой способной возникнуть проблематике.
- Будучи одновременно и творением клиента, и воплощением его самого либо какой-либо значимой для него его части, она априори становится инструментом безусловного принятия им самого себя – в той мере, в какой автор способен принимать свое собственное произведение.
- Архетипическая марионетка, становясь в процессе работы клиента символом какой-либо его актуальной проблемы или иного значимого содержания, дает ему возможность переосмысления этой проблемы через осознание или бессознательное принятие самой сущности этого символа.
Метафорическая марионетка, подвергаясь целенаправленным трансформациям, вводит в действие механизм проецирования метафорических изменений в реальность, чем и дает клиенту возможность трансформации самой его проблемной реальности. Перчаточную куклу (би-ба-бо – простейшая перчаточная кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки) можно изготовить своими руками, их использование на занятиях позволяет ребенку раскрепоститься, вызывает положительные эмоции, работа с куклой развивает воображение, речь, коммуникативные навыки.
Кукол активно используют в своей работе логопеды, при очень быстрой и невнятной речи делается замечание кукле, от лица которой говорит ребенок, ребенок с заиканием иначе относится к словам, которые он произносит. Начинать работать с куклами можно с диалога, которые дети ведут за ширмой, впоследствии переходить к сказкам с несколькими действующими лицами.
В работе психолога может быть использован комплект кукол «Азбука настроений», который представляет собой шесть перчаточных кукол, у каждой из который свое выражение лица – грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Ребенок может проговорить от лица выбранной куклы свои эмоции, выбрать куклу с соответствующей эмоцией после прослушивания музыкального произведения.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу