Ж. Прудон
В истории экономической мысли обычно редко и недостаточно учитывают вклад Ж. Прудона. Причин для этого много. Тем не менее, без него нельзя познать главной тенденции общеэкономической науки – ее теоретизации.
Прудон был домарксовым исследователем экономики. Он старше Маркса. У них были личные контакты, но потом они разошлись в подходах. После его смерти Маркс написал о нем статью. Но он изложил свою версию оценки Прудона.
Она стала господствующей у нас. Сейчас я не приемлю ее полностью, считаю вклад Прудона важнейшей ступенью теоретизации общеэкономической науки. Он, во-первых, пытался практически применить диалектику, как и после него Маркс. Он воспринял диалектику не от Маркса и тем самым, избежал мистических аспектов трактовки диалектики, присущих немцам.
Прудон – первая попытка такого научного применения диалектики и, тем самым, главное направление теоретизации экономической науки, которая так и не состоялась по настоящее время. Об этом, в частности, написано у Б. Гильдебранда.
Прудон не в полной мере ее усвоил, но он был гениальным и в связи с этим избежал мистицизма Гегеля по этому вопросу, сумел плодотворно применить диалектику. В «Былое и думы» А.И. Герцен считал Прудона «поэтом диалектики». Он сравнивал его с Гегелем, отмечая и их различия.
При оценке диалектики Прудона важно учитывать и такой факт. Он был лично знаком с Марксом. Будучи более молодым, Маркс не только пытался учить Прудона диалектике Гегеля, но и считал себя экспертом по этому вопросу. Поэтому когда Прудон разработал «Систему экономических противоречий или философию бедности» (обычно его работу называют кратко “Экономические противоречия” или “Философия нищеты”) с иным видением диалектики по сравнению с Марксом, то последний обрушился на Прудона «Нищетой философии».
(Маркс переставил эти слова для названия своей работы). Прудон отстаивал, хотя и не последовательно, интересы пролетариата (наемного труда). И он первым прибегнул к практическому применению диалектики с этой целью. И он воспользовался диалектикой не только Гегеля, но и Канта (особенно антиномии), Лейбница.
И он был прав в этом отношении. Маркс тогда еще не владел диалектическим методом мышления. Но его желание быть носителем истины в последней инстанции (быть “дерзким парнем” по Энгельсу) привело к критике того, чем он не владел тогда. Более того, он так и не преодолел негативный (мистический) налет гегельянщины в трактовке диалектики, что помешало ему уразуметь в полной мере технологию диалектического мышления и по этой причине он за четверть века не выполнил свой замысел – сделать диалектику доступной людям со здравым рассудком.
В связи с этим огульная критика им идей Прудона навредила развитию диалектики. «Ортодоксальные» его последователи (каким и я был ранее, а сейчас остаюсь его просто последователем) не критически восприняли его критику диалектики Прудона и основанную на этом парадигму общеэкономической теории.
Она в некоторой мере предтеча композиции «Капитала» и даже более истинна при оценке места в композиции монополий, чего нет в композиции «Капитала» Маркса. В связи с этим, сожалею, что не обратил ранее внимание на применение диалектики Прудоном к объяснению экономики. Только в 1999 году сделал это случайно с помощью книг Б. Гильдебранда, Кропоткина, также М. Туган-Барановского при повторной проработке.
Главный труд Прудона “Философия нищеты” не переведен на русский язык. Даже французского издания нет в Музее книги Российской государственной библиотеке (имеется только вторая ее часть). Хорошее краткое пересказ ее идей дает Б. Гильдебранд. Важно учесть и замечания Туган-Барановского, особенно такие факты, что Прудон “создает в интересах пролетариата целую науку”, “сделал попытку в своем капитальном сочинении применить диалектический метод Гегеля к построению системы экономических противоречий”.
Критика Марксом диалектики Прудона проявляет его неведение по истории диалектики, прежде всего, диалектики Парменида. На эту ее форму я обратил внимание в «Самоучителе мышления», но пока так и не дал адекватного объяснения.
В целом, «от Парменида до Прудона» существовала диалектика, когда об одном и том же говорили противоположное и это не считалось как минус. (В формальной логике это недопустимо вообще). К этому призывали и антиномии Канта. И у Прудона так она использована. Конечно, речь не идет о «святой простоте», т.е. о простом утверждении противоположных оценок одного и того же.
С древности было дидактическим требованием последовательно дать противоположную оценку одному и тому же явлению (порицания и похвалы), например, авторитетному политику, скажем, Алкивиаду. А затем попытаться определить, что адекватнее действительности, или синтетически оценить его деятельность.
Метод Прудона вытекал не только из идей исследователей диалектики, но и естественно-научного эволюционизма. Он называл “сериями” ряды (последовательности) и видел задачу в раскрытии “экономической эволюции”.
Господствующая экономическая наука и сейчас не решила эту проблему, хотя идея “эволюционной экономики” приобретает все большее значение. И если экономическая наука выживет на путях ее теоретизации, то только при условии восприятия идей Прудона и, естественно, их развития с учетом последующего прогресса. Маркс пошел тем же путем – “Влияние “Экономических противоречий” Прудона заметно в сочинениях Родбертуса и Маркса …”.
Он рассматривал достоинства и недостатки каждого из них и их превращения из добра во зло. Так и надо теоретически анализировать любой объект. Тем самым такой эволюционный ряд отражает не только историю, но и структуру современности, а также и перспективу.
Эволюционный ряд Прудона, в целом, соответствует экономическому развитию, но трактовка его элементов может быть и иной. Конечно, все это взято мной у Гильдебранда (и отчасти Туган-Барановского) в качестве гипотезы и необходимо изучение его собственной работы. Этой возможности у меня нет.
Важно учитывать многие идеи Маркса о Прудоне, но без обычной ранее предвзятости, простой веры Марксу и т.п. “Святое семейство” К. Маркса и Ф. Энгельса наиболее полно содержит материал по этому вопросу.
«Экономический строй общества» моего курса фундаментальной экономики построен аналогично, хотя я и не обособляю «+» и «-» каждого феномена в их ряду и т.п.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу