Функциональная асимметрия лобных зон мозга

Поскольку в сложных специфически человеческих формах деятельности существенную роль играют лобные отделы мозга, следует обратиться к анализу их функциональной асимметрии.

В модели трех функциональных блоков мозга А. Р. Лурия выделяет третий блок — блок программирования, регуляции и контроля, необходимый для саморегуляции и произвольной организации сложных форм поведения.

В качестве анатомического субстрата этого блока А. Р. Лурия рассматривал лобные зоны мозга. После публикаций учеником А. Р. Лурии Э. Голдбергом книги «Управляющий мозг» (переведена на русский и другие языки) понятие управляющих (executive) функций стало отождествляться с функциями лобных долей мозга.

Метаанализ опубликованных результатов 346 экспериментов позволяет утверждать, что в реализации управляющих функций и решении различных задач принимают участие и другие отделы мозга.

Развивая эту идею, можно утверждать о нетождественности понятий интеллекта и управляющих функций мозга.

А. Р. Лурия, описывая поведение больных с массивными травматическими поражениями лобных долей мозга, отмечал, что «…нарушения сложной программы действия в виде замены его элементарным «полевым» поведением можно наблюдать у многих больных с выраженным лобным синдромом.

Так, один из больных, посмотрев на кнопку звонка, тянулся к ней и нажимал, а когда на звонок приходила няня, не мог объяснить, зачем он ее звал.

Другой больной, которому было разрешено выйти из кабинета обследовавшего его врача, увидев открытые дверцы шкафа вошел в шкаф.

Интересно
Третий больной с выраженным лобным синдромом, которого послали в палату за папиросами, сначала пошел в нужном направлении, но, встретив идущую навстречу группу больных, повернул и пошел за ними, хотя хорошо помнил данную ему инструкцию.

Подобные нарушения заданной программы действий часто наблюдаются и в более сложных жизненных ситуациях.

Так, например, больной с выраженным лобным синдромом после выписки из госпиталя изъявил желание ехать домой, но, не доехав до своего города, вслед за своим спутником вышел на другой станции и поступил на работу в сапожную мастерскую».

Рассмотрим лишь фрагмент этой сложной картины: как распределяются управляющие функции между лобными отделами двух полушарий мозга человека.

В условиях лабораторных экспериментов более отчетливо, чем при массивных поражениях лобных областей, которые нередко сопровождаются и общемозговыми явлениями, выступает вклад каждого из полушарий в сложные формы поведения.

Когда здоровые испытуемые выполняют задания по инструкции, возрастает активация в левой верхней префронтальной области (в различных исследованиях это фиксировалось с помощью разных методов).

То есть наблюдается некая «подготовительная установка», как например в исследованиях, когда испытуемые выполняли зрительно-моторные задания по речевой инструкции.

Между предъявлением на экране стимула (пунктирная линия) и ответом (нажимание кнопки указательным пальцем правой или левой руки) всегда появлялась активация в левой лобной области, независимо от того, какой рукой нужно было реагировать.

Когда же не было «установочной» инструкции и стимулы на экране появлялись неожиданно, активация усиливалась не в левой, а в правой лобной области.

В других исследованиях, если внимание было направлено на конкретные стимулы, заданные в инструкции, усиливалась активация левой лобной области; а на неопределенные (не заданные инструкцией) стимулы активация усиливалась в правой лобной области, независимо от того, с какой стороны появлялись стимулы — как речевые, так и неречевые.

В норме наше поведение контролируется как внутренними, так и внешними факторами, а также определенной динамикой между ними. При повреждении лобных зон может нарушиться их баланс взаимовлияния, что приводит к двум разным стилям поведения.

Так, застревание внутренней программы без учета изменившихся обстоятельств, невозможность торможения действий по программе, ставшей уже неадекватной, приводит к персеверациям.

Второй тип нарушения поведения можно определить как зависимость от среды, когда больной зависит от случайных внешних факторов.

Интересно
Больные часто отвлекаются от заданий на посторонние стимулы внешней среды. Подверженность случайным отклонениям и проявление неспособности следовать планам являются общими признаками заболевания лобных долей. 

Такое поведение известно как «полевое поведение». Пациент с поражением лобных долей будет пить из пустой чашки, надевать чужой пиджак или писать карандашом на поверхности стола просто потому, что чашка, пиджак и карандаш находятся в его поле зрения, даже если эти действия не имеют смысла.

Полевое поведение является сложным феноменом, который может принимать многочисленные формы. Иногда полевое поведение направляется внешними стимулами окружающего мира, а иногда оно направляется внутренними ассоциациями, находящимися вне контекста.

Другими словами, левая префронтальная область важна для внутреннего программирования поведения, а правая — для внешнего. И это независимо от того, связано ли это с речевыми или неречевыми стимулами.

Характерное поведение больных с односторонними поражениями лобных зон приводят нейропсихологи, работающие в клиниках нейрохирургии.

Пол Брокс описывает двух больных с односторонними поражениями лобных долей. У Стюарда травматическое поражение левой лобной области.

Утром перед уходом на работу жена просит его выполнить необходимые бытовые процедуры, позавтракать и оставляет ему еду и письменный план на день, книги и журналы, но, возвращаясь, застает его точно в том же месте и той же позе — он так молча провел день.

Ему трудно что-либо начать: нет собственных планов, инициатив. Он безразличен и к себе, и к окружающим. Он может понять чувства других, но не чувствует эмпатии. Если жена его обнимает, он также обнимет её, но формально. Говорит жене: «Я тебя больше не люблю?»

У другого больного, Михаила, травматическое поражение правой лобной области. Жена вынуждена контролировать его, потому что он не может остановиться.

Он пристает на улице к прохожим, рассыпаясь в комплиментах по отношению к ним, их детям или собачкам. Ему хочется трогать чужих людей. Нет осознанных чувств: на прямой вопрос он отвечает, что не чувствует любви к жене, однако непропорциональная эмпатия может быть легко спровоцирована внешним раздражителем.

Так, расчувствовавшись до слез при виде нищего, отдал ему не только свое пальто, но и крупную купюру. А в более сложных социальных ситуациях теряется, ведет себя как ребенок. Он стал есть рыбные палочки, бесконечно слушать рок-группу семидесятых. «Это как вернуться во времени.

Нет причин скрывать, что тебе нравится, и отказывать себе в чем-то».

Таким образом, мы видим, что, действительно, собственные инициативы и планы формируются в лобной области левого полушария, а правое контролирует реализацию планов и, соответственно, при дисфункции левого — пассивность и безразличие, а без вклада правой лобной области — полевое поведение («без тормозов»).

При массивном двустороннем поражении картина нарушения поведения более сложная, и поэтому дифференциальная диагностика лобного синдрома и шизофрении представляет непростую задачу для клинической психологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)