Межполушарное взаимодействие в языковых и речевых процессах

Пожалуй, прежде всего с развитием афазиологии в конце XIX века о роли правого полушария в речи стали говорить как о викариирующей, т. е. замещающей, обеспечивающей восстановление нарушенных функций при поражениях левого полушария.

Двусторонняя представленность языковых функций — непростая проблема для понимания мозговой организации познавательных процессов. Прежде всего необходимо преодолеть дихотомический подход к латерализации речи — «все или ничего» (Bernal, Ardila, 2014). Языковая функция двусторонняя.

В речевых процессах таких дихотомий, как экспрессия–восприятие, фонология–семантика, есть еще много субфункций, и новейшие электронно-компьютерные методики позволяют выявлять функциональные и анатомические корреляты различных процессов.

Интересно
Понимание и употребление языка: истории, беседы, тексты (от СМС другу до академической диссертации) — при видимой простоте, почти автоматическом протекании в нормальной жизни для нейропсихологического анализа представляют сложную задачу.

Преимущество левого полушария при выполнении языковых заданий в большинстве лабораторных исследований — это уже достаточно достоверный факт.

Однако в отношении понимания и порождения более сложных процессов в ситуациях реальной жизни, где важны различные тексты, правое полушарие играет очень важную роль.

С позиции системно-динамического подхода к организации психических функций проблема доминантности предстает не как вопрос о преимуществе того или другого полушария в осуществлении речевой функции, а как проблема специфики «вклада» каждого полушария в процессы реализации целостной функции. Такой подход характерен для учеников школы А. Р. Лурии.

Так, в предисловии к монографии Э. Г. Симерницкой А. Р. Лурия пишет: «Факты, которые были получены за последние годы, показали, что мы должны отказаться от упрощенных представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым (у правшей) полушарием, в то время как другие (неречевые) — только правым полушарием.

Психологический анализ показал, что практически все психические процессы являются сложными по их функциональной организации, ибо они могут совершаться на разных уровнях (непроизвольном и произвольном, неосознанном и осознанном, непосредственном и опосредованном).

Это позволяет достаточно обоснованно предполагать, что существует тесное взаимодействие обоих полушарий, причем роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и от структуры ее организации».

Прежде всего, следует начать с описания и анализа симптоматики изменений речевой деятельности при локальных поражениях правого полушария мозга или подавлении функций правого полушария при направленном воздействии (электрошок, транскраниальная магнитная стимуляция).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)