Искусство: образное освоение реальности

Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразования, отыскания средств для выражения внутриличностных состояний и переживаний, внешней реальности решались на протяжении  всей  человеческой истории.

На этой базе формировались живописные, пластические, музыкальные, вербальные выразительные средства и особая область социокультурного пространства, искусство, художественная культура со специфичным для нее кодом трансформации интрасубъективных эстетических переживаний в интерсубъективные объективированные образы.

Эта область занимает важное место в совокупности отношений человека с окружением, поскольку предполагает свободное экспериментирование с его  элементами,  моделирование социокультурных ситуаций с помощью образных заместителей реальности.

Такое  виртуальное  воспроизведение  и  изменение жизненной среды обусловливает большую эффективность реальных взаимодействий, поскольку, во-первых, не дает  угаснуть  вниманию  людей к рутинным аспектам повседневной  жизни,  а  во-вторых, позволяет выявить новые связи и возможности, содержащиеся в этой среде.

Функциональная  доминанта  искусства,  таким  образом,  определяется тем, что в его  рамках  осуществляется  организация  отношений  человека с окружением в образной форме, установление соразмерности окружения  возможностям  людей,  трансформация внешних условий существования человека в построенную по его меркам жизненную среду.

Эта область базируется на свойстве и способности человека формировать образы. Ее становление связано с развитием эстетических средств выражения людьми  своих  переживаний  и фиксации их результатов в различных видах и жанрах специализированной деятельности — искусства.

Носитель этих способностей и профессионально усовершенствованных навыков называется художником и занимает определенное место в системе общественного разделения труда.

Как специфичная компонента социокультурного пространства, искусство представляет собой область кумуляции, распространения и тиражирования образцов осмысления и репрезентации окружения в художественном  языке, средств  их создания;  отбора  и профессиональной подготовки художников — с целью развития в обществе способности к формированию  образов  и  навыков  оперирования ими.

По отношению к этой области на «входе» можно обнаружить изменчивый поток разрозненных впечатлений людей  о  внешних событиях и внутриличностных переживаниях, которые в изначальном неупорядоченном состоянии представляют собой фрагментарные, размытые образы отношений людей с окружением.

«Выходами» художественных  трансформаций  реальности  можно  считать организацию такой неопределенности в  относительно  устойчивые формы, выстроенные в соответствии с эстетическими принципами.

В искусстве разнообразие способов их применения к текущим событиям и модификаций под влиянием меняющегося жизненного опыта, т. е. множественность                интерпретаций      реальности                    социально санкционированы  и представлены  широкой публике   как художественные произведения.

Эстетическая  форма  существует  наряду с рациональной и характеризуется специфичными познавательными особенностями. Они обусловлены природной способностью людей

«схватывать» ситуацию или явление в целом, понимать ее смысл без перебора множества примеров и все же с уверенностью  в  его адекватности.

Художественная деятельность  часто  стимулируется  расхождением между социокультурными стереотипами и личностным мироощущением художников, уловивших перемены в окружении.

В ответ они благодаря профессионально утонченному восприятию по едва заметным, разрозненным признакам создают обобщенные образы связей с окружением, жизненных ситуаций и явлений: крупномасштабных и камерных, в  настоящем  и  будущем,  общих  и  детализированных, простых и сложных.

Такого рода  целостности  антропны,  т.  е. соразмерны человеческой личности. Сам способ эстетического отношения к реальности позволяет воссоздать многозначные живые «картины» жизненных ситуаций. В то же время конкретность художественных образов указывает на пределы их применимости в освоении окружения.

Программы трансформации непосредственных связей людей с окружением           в              интерсубъективные                           эстетические          формы следует рассматривать сквозь призму концепции «остранения» (В. Шкловский).

Речь идет о том, что искусство — это не подражание и не отражение реальности, а такой вид отношений с ней, при котором привычное становится «странным», необычным, а едва заметное попадает в сферу внимания и приобретает значимость. С этой точки  зрения  можно говорить о двух генеральных классах такого рода преобразований, определяемых выделением в области искусства видов и жанров.

Виды искусства определяют различные позиции остранения реальности. В соответствии       с             материалом,          используемым                  для                                трансформаций, различаются    литература,      предполагающая     работу                                               с                     языком и подразделяющаяся на прозу, драматургию и поэзию; музыку  —  со звуком; живопись — с визуальными формами и цветом; танец — с человеческим телом и т. д.

В соответствии с динамическим характером классы произведений искусства можно разделить на связанные с симультанной или последовательной представленностью. К первым следует отнести  архитектуру,  скульптуру,  живопись,  графику;  ко вторым — литературу, театр, музыку, танец. Кроме того, в них отображается       необратимость      или     обратимость     времени.

Первая характерна для изобразительных  искусств  и  архитектуры,  завершенных в их статичной целостности. Вторая возможна в таких видах  искусства, как литература, музыка, танец,  где часто  используются приемы  повторов и циклические формы.

Виды искусства различаются и по способам представленности: книга (а сегодня и электронные носители) — для литературы; сцена — для театра, музыки и танца; выставочные пространства — для живописи, графики, скульптуры; открытые пространства — для архитектуры, монументального искусства.

Таким образом, виды  искусства    как  трансформационные    программы определяются не каким-то одним признаком, а целой их совокупностью, определяющей аспекты построения отношений человека с окружением. Другим генеральным направлением трансформации можно  считать  жанры искусства.

Они различаются по основаниям классификации и аспектам рассмотрения социально (личностно)  значимых  ситуаций.  Так, в  трагедии                  демонстрируется                              достойное          поведение   человека    в экстремальных обстоятельствах, где он оказывается  на  грани  гибели  и не способен  преодолеть  обстоятельства.

Драматическое  видение событий определяется неразрешимостью проблем в человеческих отношениях, указанием на неизбежность  таких  проблем  и необходимость умения подчиняться судьбе. Повествовательные, нарративные жанры ориентированы на «объективное» описание жизненных ситуаций с акцентом на определенную значимость каких-то привычных их сторон: эстетическую, этическую, утилитарную, познавательную.

Лирический жанр передает интимные переживания.  Комическое видение  ситуаций  демонстрирует возможность подчинить себе даже самые сложные и опасные  из  них, найти неожиданный выход из тупика и пр.

Можно считать жанровую программу эстетических трансформаций совокупностью оснований для интерсубъективного, культурно установленного определения социально или личностно значимых ситуаций и стратегий поведения в их рамках.

Такого рода программам соответствуют определенные логики преобразования эстетических переживаний в художственные образы, в произведения искусства. Наиболее общие трансформационные модели задаются эстетическими стилями, понимаемыми здесь как устойчивая совокупность  принципов формообразования, характерная для определенного периода исторического времени.

В искусстве к таким принципам относятся исходные представления  о  пространстве  и времени, логика  построения  композиции  художественного произведения,  выразительные средства,  рассматриваемые  как нормативно допустимые и приемлемые для профессиональной среды и публики.

Но различие  видов  и  жанров  искусства,  динамический характер самих образов предопределяет вариативное отношение художников и аудитории к эстетическим нормативам. Вот почему в области искусства выделяются определенные эстетические школы и направления. Они представляют собой вариации сочетаний  и соотношений общепринятых принципов построения художественной формы.

Наконец, следует обратить  внимание  на  авторские  манеры  работы художников. Они характеризуются не просто тонкой индивидуальной вариативностью настроений и выразительных средств в рамках определенных направлений и стилей.

Речь идет о поле деятельности, на котором становятся заметными  отступления  от принятых в данный период времени эстетических норм или осознанный, целенаправленный выход за их пределы.

Такого рода логики трансформации делают художественное пространство максимально открытым и приближенным к аудитории, поскольку по принципам формообразования оно дробно дифференцировано от броских общедоступных и общепринятых эстетических знаков и символов до тонких нюансов  выразительности,  акцентирующих  едва  заметные начала изменений в отношениях человека с окружением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)