Политическая область институционального социокультурного пространства

. В идеально-типическом смысле область политики связана с поддержанием социальной безопасности. Эти функции в определенной совокупности устойчиво воспроизводятся из поколения в поколение, поскольку обусловливающие их  социокультурные  проблемы  не  имеют безусловного и окончательного решения.

Прежде всего, людям свойственно существовать в социокультурном пространстве и достигать определенных социально значимых целей не в одиночку и не на уровне

«общества в целом». В этом отношении  их  можно  объединить  в реальные или статистические группы на основании общности их интересов. Последние могут быть разнонаправленными или преследоваться в условиях дефицита ресурсов, на которые они ориентированы. Конфронтация групп интересов порождает угрозу социальной безопасности.

Вот почему отношения между ними регулируются институциональными средствами. Вместе  с  тем любое государство существует в исторически определенном геополитическом пространстве, т. е. находится в различного рода отношениях с другими такими же единицами.

В этом случае постоянно воспроизводятся проблемы поддержания или расширения сфер влияния государственного образования в таком пространстве, сохранения или укрепления его позиции в международных отношениях. Связанные с такими проблемами социальные взаимодействия также подлежат институциональному контролю, поскольку их  неурегулированность влечет за собой напряженности геополитического масштаба.

В соответствии с определенной таким образом функциональной доминантой области политики можно конкретизировать представления о ее «входах» и «выходах». В качестве  «входов»  рассматривается множество разнонаправленных и конфронтирующих интересов и столкновений между людьми, мешающих их  реализации.

Однако известно, что именно она  побуждает  людей  поддерживать существующие    общественные       отношения.                                         Поэтому институционализация политической области обеспечивает на «выходе» организованные группы  интересов  и  структуры  управления социальными процессами по уровням: социальный, региональный, локальный. Она распространяется также и на неорганизованную общественность, члены которой имеют статус граждан, а в период выборных кампаний составляют электорат.

«Входы» трансформируются в «выходы» с помощью определенных институциональных программ политической активности. В качестве таковых можно рассматривать так называемые режимы, или формы отношений между властными структурами и гражданами, в том числе группами интересов.

Их можно свести к трем основным: абсолютизм, олигархия, демократия. При абсолютизме право принимать социально значимые решения принадлежит носителю власти во  всех  ее модальностях —■ законодательной, исполнительной,  судебной (например, монарху). В этом случае  группы  интересов  не  имеют законных прав и составляют, если они формируются и  выживают,  теневую сторону политики. Олигархия предполагает сращивание государственной власти с крупным капиталом. На этом уровне принимаются социально значимые решения.  Законные  права принадлежат группам интересов, входящим в состав олигархии.

Другие группы такого рода остаются в  сфере  теневой  политики. Демократический режим предполагает выборные органы власти, представляющие различные социальные слои и группы интересов.

Принимаемые социально значимые  решения  в  идеально-типичном смысле должны учитывать интересы не только большинства или политических образований, приближенных к власти, но и меньшинств. При демократическом режиме все граждане государства имеют законное право на участие в активной политической жизни.

Такого рода программы реализуются посредством  определенных логик трансформации «входов» в «выходы», определяющих содержание отношений между властными структурами и гражданами. В этом случае речь идет о стилях функционирования политических  институтов.  В общем виде к  ним  можно  отнести  авторитарный,  па- терналистический и общественно-договорный (партнерский).

При авторитарном политическом стиле властные структуры добиваются выполнения принимаемых ими  решений  путем  давления,  угроз  и системы наказаний. Основным инструментом осуществления власти являются подавляющие силовые структуры.

Патерналистский стиль политического управления базируется на негласной сделке между властями и гражданами:  граждане предоставляют структурам управления неограниченные полномочия в обмен на получение минимальных жизненных благ без особых приложений усилий.

В этом случае бюрократические структуры выполняют двойную функцию. Во- первых, с их помощью осуществляется  распределение  таких минимальных ресурсов в обществе. Во-вторых, они поддерживают непроницаемые барьеры между гражданами и властью.

Общественно- договорный политический стиль предполагает полицентризм власти, существующий на договорной  основе.  В этом  случае  граждане тяготеют к  определенным  институционализованным  группам  интересов, составляя в совокупности с ними субъекты выработки и реализации политических решений.

Государственные и бюрократические структуры имеют при этом в основном инструметалы-юе значение:  они  регулируют политические процессы, но не выполняют функций управления и контроля в отношении них.

Следует подчеркнуть, что политические режимы и стили не связаны отношениями взаимно- однозначного соответствия. Одному  и  тому  же  режиму  управления могут соответствовать разные стили (например, автократия может быть авторитарной или патерналистской); одинаковым может быть стиль при разных режимах (патернализм может сопутствовать и автократии, и олигархии).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)