Познавательные функции понятия «образ жизни»
Изучение дифференциации социокультурного пространства с точки зрения образа жизни позволяет увидеть, как культура общества проявляется в конкретных взаимодействиях и коммуникациях представителей различных социальных групп, как на уровне повседневности реализуются те возможности, которые имеются на соци- етально-институциональном и обыденном уровнях в рассматриваемый период.
Такой анализ позволяет осмыслять значимость относительной независимости друг от друга форм организации приватной жизни людей, с одной стороны, и изменений социальной структуры общества — с другой.
Речь идет об объяснении того факта, что образ жизни различных людей неодинаково динамичен в одних и тех же социокультурных условиях. Очевидно, что такая постановка вопроса предполагает обязательное включение личностных характеристик в общетеоретическую схему исследования. Это позволяет проследить, как индивидуальные особенности людей в одних и тех же объективных условиях влияют на способ организации ими жизненной среды и процессов самореализации в их рамках.
Говоря о специфике анализа социального расслоения с помощью понятия «образ жизни», необходимо отметить следующее.
Во- первых, речь идет об определенном временном ограничении: соответствующие процессы и явления рассматриваются при фиксированных фундаментальных компонентах условий их реализации в пределах времени, сравнимых с жизненным циклом человека (от одного до трех поколений).
Во-вторых, рассмотрению подлежат формы взаимодействия и коммуникации, в которых участвуют люди на протяжении индивидуального существования. В-третьих, изучается обыденный уровень социокультурной жизни, на котором берут начало, поддерживаются и изменяются предметная среда, нормы, ценности, образцы поведения и интеракций.
Таким образом, можно сказать, что в сфере исследовательского внимания оказывается область явлений, которая занимает промежуточное положение между общими закономерностями динамики социальных институтов и процессами повседневного существования людей.
При изучении социокультурной микродинамики это делает понятие «образ жизни» специфичным и незаменимым по отношению к таким понятиям, как «социальная структура», «социокультурные институты», «культура», «общество».
Выделяющий (идентифицирующий)аспектпонятия. Поиятие «образ жизни» используется с целью указать на специфичные, но существенные характерные особенности представителей различных социокультурных групп, выделяющие (определяющие, идентифицирующие) их по отношению друг к другу. Такая идентификация в зависимости от исследовательской задачи двояким образом.
Во-первых, по социально-типологическим признакам. В этом случае люди характеризуются с точки зрения значимых социальных и культурных факторов, определяющих условия и формы их повседневного существования в зависимости от групповой принадлежности или этно-региональных особенностей уклада жизни.
Например, выделение «традиционного» или «современного» образа жизни означает характеристику членов общества в соответствии с типичными для социально-экономической и политической системы чертами условий и способов его организации. Выделение городского или сельского образа жизни идентифицирует людей по особенностям его формы и содержания, которые определяются спецификой характерного для этих типов поселений уклада жизни. Во-вторых, по индивидуально-специфичным признакам.
Речь идет о выделении группы людей или индивида по стилевым особенностям, характеризующим, например, принадлежность молодежи к различным субкультурам, взрослых — к определенным социокультурным слоям. Однако идентификация людей в этом случае осуществляется не столько по фундаментальным признакам содержания их деятельности, сколько в соответствии с особенностями демонстрируемых внешних проявлений.
Сравнительный аспектпонятия. Понятие «образжизни» позволяет сравнивать различные способы организации людьми процессов существования в пространстве не только одной и той же, но и различных культур.
Сравнение уже идентифицированных по образу жизни людей может проводиться по ряду параметров. Во- первых, с точки зрения социально-экономических и культурных условий, в которых он реализуется. Так, сравнивая современные городские и сельские условия, можно отметить, что первые обеспечивают для человека большее разнообразие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаимодействия и коммуникации, стилей поведения, чем вторые.
Во-вторых, по структурным характеристикам организации людьми процессов своей повседневности. Например, можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе жизни школьника и студента и т. п. При изучении социокультурных микропроцессов основой для сравнения могут стать такие параметры, как сложность и динамизм образа жизни представителей различных социальных групп.
Оценочный аспект понятия. Понятие «образ жизни» можно использовать с целью социально значимой оценки членов общества. Ей могут подвергаться соответствующие изменения во времени. В этом смысле следует понимать высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал более организованным, более упорядоченным или же менее стандартным и т. п. Представители различных социальных групп оценивают, насколько (в терминах оценивающего) с этой точки зрения одни «лучше», чем другие.
Как правило, основу такого сопоставления составляют представления о месте и роли человека в окружающем мире, о добре и зле, о тенденциях развития общественной жизни. В каждой культуре в системе идеологии существует набор более или менее выраженных нормативных представлений об образе жизни как «лучшем из возможных при данных условиях».
Интегрирующий (синтезирующий)аспектлоня/пия. Определение понятия «образ жизни» как способа организации людьми своего повседневного существования означает, что оно интегрирует в единую теоретическую систему структурные, содержательные и динамические особенности этих процессов в пределах индивидуального жизненного цикла.
Причем теоретическому синтезу подлежат виды деятельности, взаимодействия, коммуникации, поведения во всех тех областях социокультурного пространства, в которых человек принимает участие. Это позволяет дать целостную оценку специфичных или типичных черт повседневной жизни членов определенной социокультурной группы.
Так, с точки зрения условий труда и быта — стандарт ее уровня жизни. С точки зрения структуры потребления товаров и услуг, а также освоенности культурного окружения — стандарт группового качества жизни.
С точки зрения структуры и содержания образа жизни — типичные для членов группы виды деятельности (производственной и внепроизводственной), поведения и взаимодействия, типичные нормы и ценности, которыми они руководствуются в этих процессах. С точки зрения оценки — соотнесение всех перечисленных выше параметров с существующими в обществе нормативными критериями.
Образ жизни можно представить в проявляемых признаках. Обо всех его составляющих и способе организации можно судить, наблюдая за процессами деятельности, поведения, взаимодействия, коммуникации или за их результатами. Заметными являются также компоненты внешних условий, определяющие содержание и форму образа жизни людей.
Перечисленные функции и познавательные возможности понятия «образ жизни» позволяют с его помощью решать ряд актуальных исследовательских задач, связанных с изучением пространства социальной стратификации.
Во-первых, рассматривая предлагаемую здесь модель институционального социокультурного пространства можно выявить распределение и соотношение активности между различными его областями и уровнями, запечатленные в образе жизни различных членов общества.
Это позволяет оценивать как динамические тенденции в его рамках, так и степень реализации людьми возможностей, обеспечиваемых им. Во-вторых, изучение образа жизни представителей различных социокультур ных групп позволяет судить о дифференциальной мере контроля над различными институциональными областями культуры.
«Социальная стратификация» на теоретическом уровне представляет определенное измерение социокультурного пространства наряду с социетально-институциональным. Понятие же «образ жизни» выполняет по отношению к нему дифференцирующую и классифицирующую функции.
- Проблемы и перспективы изучения социокультурной микродинамики средствами социологии
- Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
- Факторы, определяющие выбор парадигмы
- Границы применимости переговорной стратегии
- Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
- Принципы преодоления межличностных затруднений
- Стили переговорного взаимодействия
- Ситуации, благоприятные для переговоров
- Границы применимости конфликтной парадигмы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу